За последние годы среди алмазчиков Гусевского хрустального завода заметно выдвинулся мастер Вячеслав Щелыкальнов. Это еще сравнительно молодой человек, лет тридцати. В наружности и в характере его находят свое выражение резковатая прямота мастерового и спокойная собранность специалиста своего дела.
Старые алмазчики говорят про Щелыкальнова: «природный мастер», то есть человек, одаренный талантом. Сам же он понимает, что этого еще
недостаточно, что врожденные способности надо непрерывно совершенствовать наукой и опытом. Будучи уже известным мастером и человеком семейным, Щелыкальнов поступил учиться в вечернюю школу и в нынешнем году должен закончить ее, получить аттестат зрелости, хотя настоящий аттестат зрелости он уже заработал гораздо раньше.
Несколько лет назад в алмазном цехе завода было решено установить первую конвейерную линию для шлифовки хрустальной посуды. Новое дело поручили молодежной бригаде Щелыкальнова. Бригада состояла преимущественно из новичков, только что окончивших ремесленное училище. Им было интересно освоить этот конвейер, хотя в эффективность его на заводе верили очень немногие. Большинство же склонялось к тому, что профессия алмазчика — это искусство, а искусство и конвейер понятия несовместимые.
— Так-то оно так,— говорил Щелыкальнов,— но ведь не каждое изделие выходит из рук мастера как уникальное, неповторимое. Некоторые вещи завод выпускает большими сериями, и в этом случае кустарный метод работы становится тормозом. Поточная линия позволит увеличить выпуск серийного хрусталя, а уж качество отделки зависит от бригады и бригадира.
Установив конвейер, бригада Щелыкальнова решила сама доказать его преимущества. К общему верстаку сели двадцать восемь юных алмаз-чиков и алмазчиц. Каждая операция была строго продумана и отработана. И вот уже через месяц оказалось, что производительность каждого рабочего на конвейере увеличилась в полтора раза, а по качеству шлифовки продукция бригады не уступала той, что вышла из-под руки лучших алмазчиков.