Орнамент — это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. В каждом орнаменте обязательны точки пересечения линий и плоскостей. На общем орнаментальном фоне можно фрагментом, бросающимся в глаза, подчеркнуть отдельные места, выделить компактную форму. Красота изделия определяется не количеством имеющихся на нем украшений, а выразительностью формы.
Самый простой порядок в орнаментальных работах — это повторение одних и тех же элементов. Такой порядок мы видим, например, в жемчужном ожерелье. Элементарный порядок подобного типа можно встретить повсюду, где трудится простой ремесленник: при изготовлении изделий из древесины, при плетении корзин, в ткачестве, наконец при выполнении резьбы на различной утвари. Раньше ремесленники, обрабатывавшие камень или деревяшку, вырезали на них знаки, линии, орнаменты. В их распоряжении имелись в большинстве случаев только нож или плоское и вогнутое долота. Ножом для резьбы или плоской стамеской они вырезали в древесине углубления с косыми, остроконечными, находящими друг на друга поверхностями, стамеской выполняли закругленные (в виде полумесяца) рисунки. Из этих простых элементов развилось искусство орнаментальной резьбы.
Инструменты и материалы. Набор инструментов невелик. Нам потребуется уже известный нож с коротким заостренным клинком и прочной ручкой, возможно понадобится еще второй нож с косо установленным клинком, затем плоское долото или стамеска соответствующей ширины, а также вогнутое долото. Могут понадобиться косое долото и нож для разметки желобков с П-образным резцом. Все основные операции по резьбе могут быть выполнены одним ножом для резьбы.
Нож для нанесения насечек должен иметь короткий клинок, так как при резьбе, в отличие от долота, его держат одной рукой. Он должен быть острым, как бритва, чтобы получалась гладкая поверхность среза. Нож берут в руку таким образом, чтобы большой палец оставался свободным. Если нож затупится, заднюю грань резца следует затачивать до тех пор, пока снова не получится хорошее заострение.
Г. Линднер / Перевод с немецкого О. Х. Ивановой