После полирования дается выдержка 48 ч. Затем берут политуру концентрацией 8—10%, разбавленную растворителем. При этом применяют порошок пемзы для порозаполнения (если это необходимо при крупнозернистой древесине) и вазелиновое масло (для лучшего скольжения тампона). Полируют до тех пор, пока не получится поверхность с устойчивым блеском. После последнего полирования изделие выдерживают 48 ч. Выпотевшее масло снимают таким составом: спирт — 70 г, вода — 30 г.
Характерным для полиэфирных лаков является повышенное наличие сухого остатка. После высыхания полученная поверхность легко располировывается до зеркального блеска. В школьных условиях рекомендуется полиэфирный лак марки ПФ-231-Л. При загустении лак разбавляют скипидаром (лучше живичным, 1 сорта), наносят тонким слоем и выдерживают 48 ч в помещении при температуре 18…22°С до полного высыхания. Затем наносят еще два слоя таким же образом. Время высыхания последнего слоя — 72 ч. Расход лака — 200 г/м2 при трехслойном нанесении. Применяя полиэфирные лаки, необходимо следить за своевременным проветриванием помещения. Достоинства полиэфирных лаков: хорошо полируются, гигиеничны, не боятся влаги, кислот, масел. Недостатки: боятся удара, требуют длительного времени на высыхание.
Шеллачные политуры имеют красноватый оттенок, поэтому бесцветную шеллачную политуру для полирования лучше сделать самим, отбелив шеллак. Для этого берут красные чешуйчатые мелкие пластинки шеллака и растворяют в водном растворе щелочи при слабом нагревании, не доводя состав до кипения. В полученный раствор добавляют хлорную известь и нейтрализуют состав соляной кислотой. В осадке получим отбеленный шеллак в виде беловатой клейкой массы. Осадок тщательно промывают под краном холодной водой и кладут для хранения в непрозрачную емкость с плотно прикрываемой крышкой. Для получения политуры необходимой концентрации отбеленный шеллак растворяют в этиловом спирте в течение 24 ч, поставив сосуд в теплое место, затем фильтруют через несколько слоев марли. Полученная прозрачная жидкость и будет шеллачной политурой. Хранить ее рекомендуется в стеклянной посуде (лучше из темного стекла) в прохладном месте.
А. М. Коноваленко «Мозаика из дерева»