Первый лист стекла, полученный безлодочным способом, был чистым и гладким, будто шлифованным. Но это было сделано лишь на одной машине и стоило огромных трудов. Надо было перевести все производство па новую технологию.
Однако пришлось задуматься: переводить ли на новый способ сразу все машины с риском поставить под угрозу срыва выполнение производственного плана завода или же осуществлять этот переход постепенно.
Курловцы решили рискнуть.
Дело в том, что расплавленное стекло бывает «коротким» и «долгим». «Коротким» принято называть быстро остывающее, а «долгим» то, которое застывает более медленно. Это зависит от состава шихты, температурнoгo режима печи и способов охлаждения ленты. Для безлодочного метода вытягивания более подходит «короткое». При лодочном предпочитается «долгое». Если часть машин одной печи перевести на безлодочный способ, а другую часть оставить на прежнем, лодочном, — получится разнобой в требованиях к режиму варки стекла. Это затруднит работу завода. Вот и решили: переводить, так уж переводить целиком!..
Весной 1950 года одна из печей Курловского завода целиком была переведена на безлодочный способ, а в 1951 году мастеру первой руки Александру Георгиевичу Стекленкину за освоение нового способа выработки стекла была присуждена Сталинская премия третьей степени.
Но и у безлодочного способа есть свой недостаток: стеклянная лента с открытой поверхности вытягивается намного медленнее, чем через лодочку. Это ведет к снижению производства, тогда как стекла нам требуется все больше и больше. Вот почему на Гусевском заводе имени Дзержинского не воспользовались изобретением курловцев, а решили построить конвейер автоматической шлифовки.
Будучи в Курлове, узнал я и о том, что здесь за последние годы научились делать еще и цветные стекла.
Оказывается, высокий золотой шпиль нового здания Московского государственного университета, что блещет в солнечные дни над столицей, облицован вовсе не золотом, а «золотым» стеклом Курловского завода.
Для получения стеклянной массы в Курлове используют чистый люберецкий песок, донецкую соду, аральский сульфат и еще некоторые минеральные примеси. Добавив к этому составу углерод в виде древесного угля, здесь получили стекло золотистого цвета. Чтобы «золотое» стекло «играло», тыльную сторону его, как у зеркала, покрыли амальгамой — тонким слоем алюминия. И оно действительно заиграло, заблестело чистым золотом.