В Италии применяли блочную мозаику, которая получила название чертозианской (по месту возникновения). Техника выполнения блочной мозаики заключалась в следующем. Рейки и бруски цветных пород древесины согласно разработанному художником геометрическому рисунку собирали и склеивали, после чего распиливали этот набор поперек, получая при этом тонкие мозаичные пластинки. Для придания рисунку контрастности и яркости древесину пропитывали различными красителями. Для большей выразительности применяли слоновую кость и перламутр.
В XVII—XVIII вв. блочная мозаика развивалась и совершенствовалась во многих странах Европы. Французский мастер-мебельщик Буль разработал множество рисунков блочной мозаики. При этом виде мозаики пластинки можно набирать способом интарсии или маркетри. Лицевой поверхностью в данном случае служит торцовая сторона брусков, невыразительная и плохо поддающаяся отделке. Однако если основную часть реек и брусков размешать горизонтально, а для размещаемых вертикально применять древесину плотных мелкопористых пород, то такой способ набора мозаики дает лучший внешний вид.
Изучение истории прикладного искусства, в том числе мозаики по дереву и других изделий, украшавших жизнь, не только пополняет наше представление о культуре той или иной эпохи и страны, об уровне развития различных ремесел, но также дает возможность познакомиться с бытом давно ушедших поколений, ощутить атмосферу, в которой они жили.
До нас дошли уникальные творения безвестных мастеров далекого прошлого. Так, среди сокровищ гробницы египетского фараона Тутанхамона было найдено множество изделий из ценных пород древесины, украшенных цветным металлом, камнем, костью. Древесина служила общим фоном, на котором располагались эти украшения. Мастера Древнего Египта, Греции и Рима с большим мастерством инкрустировали саркофаги, ларцы, сундуки и стулья, применяя кору деревьев, кожу, различные породы древесины, в том числе и черное дерево, слоновую кость, драгоценные камни, золотую и серебряную фольгу. На фреске гробницы фараона Рахмера изображены мастера, инкрустирующие ларец фигурками бога Осириса. Техника инкрустирования мебели драгоценными металлами и слоновой костью была высоко развита в Ассирии и Вавилоне.
По характеру орнамента ранних работ мастеров можно определить, что интарсия была сначала освоена и распространилась в странах Востока, затем в XV в. этим искусством овладели итальянские и японские мастера. Наивысшего расцвета интарсия достигла в эпоху Возрождения в Италии. Изделия итальянских, французских, македонских и греческих мастеров XV—XVI вв. свидетельствуют, что искусство инкрустации в это время достигло совершенства. В 1478 г. только во Флоренции 84 мастерские изготовляли мебель и различные изделия для церквей. Эти изделия были выполнены в технике интарсии. В основе рисунка был растительный или исторический орнамент. Если рисунок набирали из древесины светлого или розового цвета, то фон — из древесины темного цвета. Мозаику набирали из трех-четырех пород дерева. В XV—XVI вв. в сюжетных наборах мастера умело применяли гравирование, морение и поджог древесины.
Постепенно орнаментальные композиции становятся все более сложными по содержанию и построению, появляются изображения с учетом перспективы, например в оформлении хоральных кресел церквей в Парме и Болонье. В начале XVI в. искусство интарсии внедряется и развивается в Германии, Голландии и Франции. В Германии особенно выделялись мастера, способные создавать для украшения изделий сложные, но в то же время лаконичные композиции. Большим успехом пользовались интерьеры общественных зданий с деревянными панно, выполненными комбинированно — резьбой и интарсией.
Владимир Буланин