Художник Станислав Орлов пришел на хрустальный завод десять лет назад из ремесленного училища и начал работать в алмазном цехе.
Здесь-то и проявились его способности. Работа по старым стандартам его мало удовлетворяла, хотелось сделать что-то свое, и когда это удавалось, изделия Станислава Орлова привлекали внимание смелой фантазией и гармонией форм.
Будучи восемнадцатилетним юношей, Орлов делал уже такие вещи, которые экспонировались на выставках. Но если Рогов увлекался рисунком, то стихией Станислава Орлова была алмазная грань. Одна из последних работ его — хрустальный гусь.
В содружестве со старшим художником Борисом Тимофеевичем Бычковым он создал гипсовую скульптуру птицы. По этой скульптуре сделали форму, по форме гутенские мастера выдули гуся из чистого хрусталя, а Станислав Орлов на абразивном колесе отшлифовал, отгранил у сверкающей птицы каждое перышко.
Первый экземпляр хрустального гуся отправили за океан на Нью-Йоркскую выставку, где хрустальный гусь являлся как бы эмблемой русского города замечательных мастеров. Второй экземпляр представлен на Выставке достижений народного хозяйства в Москве.
Летом 1959 года, встретившись со Станиславом Орловым, я узнал, что молодой художник захвачен новой дерзновенной мечтой.
— Хочется сделать скульптурный портрет товарища Ленина,— сказал он.— Мысленно я уже представляю его: на постаменте из черного стекла — голова Ильича. Строгая ясность линий и кристальная чистота.
Вдохновение сияло в глазах Орлова, как бы озаряя смуглое, тонкое лицо мастера, когда говорил он об этом замысле…
Многие мастера и художники Гусь-Хрустального охвачены радостным чувством творческой увлеченности. Вызвано это широкими возможностями, которые открывает перед ними новое время. Но ведь чем больше простора, тем больше умения потребуется от мастера. Между тем талант самоучки чаще всего действует слепо. Он достигает успеха лишь в том случае, когда фантазия художника совпадает с реальностью. Знание основных законов эстетики могло бы неизмеримо увеличить количество этих счастливых совпадений фантазии и реальности, способствовало бы развитию таланта.
И вот в первом году семилетки на хрустальном заводе возникла студия самодеятельных художников, призванная поощрять развитие талантов.
Студия объединила не только штатных художников, но и стеклодувов, алмазчиков, составителей-колеристов. Руководит ею старший художник завода Борис Бычков, выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной.
Виктор Полторацкий