Мозаичный набор должен быть произведением, в котором умелый мозаист удачно связал в единое целое все составляющие его части и отдельные элементы.
В своей работе мозаист проявляет художественный вкус, зритель эмоционально оценивает его труд, получая эстетическое удовлетворение. Возникновению этого чувства способствуют цельность, композиционная слаженность построения мозаичного набора. Композиция отражает прежде всего творческую сторону деятельности художника-мозаиста.
Выбор оптимальных габаритов изделия строится на определенных принципах, общих закономерностях, пользуясь которыми можно сознательно корректировать размеры задуманного изделия, а также группы деталей в композиции, добиваясь наиболее приятных для глаза пропорций и общего гармоничного построения.
Опыт показывает, что для зрительного восприятия одна из благоприятных — это пропорция так называемого «золотого сечения». Это — отношение отрезков прямых фигур, тел, основные размеры которых находятся в отношении 1 : 0,618. Однако заметим, что нет раз и навсегда установленных отношений и пропорций, которые гарантировали бы наилучшие эстетические качества. Во все времена наиболее распространенной формой композиционного равновесия в мозаичном наборе орнамента на предметах мебели и в других изделиях была симметрия, которая достигалась равноудаленным расположением элементов рисунка относительно осевой линии или вокруг центральной точки.
Владимир Буланин