Лущение и строгание шпона. Часть 2

Строгание шпона поперек ствола применяют очень редко и в том случае, если получаемые тонкие листы шпона не разрушаются и необходимо получить определенный рисунок текстуры. При этом берут в основном нижнюю часть ствола — комель или свилеватую его часть (кап).

При тангентальном срезе на каждом листе просматриваются линии, образованные годичными кольцами, сердцевинными лучами, свилеватостью. Рисунки на листах различаются. Ближе к сердцевине ствола и у самой сердцевины два-три листа строганого шпона слегка схожи между собой.

Поскольку раздобыть и иметь большую коллекцию разнообразной по красоте узоров древесины не всегда возможно, мастера выработали ряд приемов получения улучшенной текстуры из обычных пород дерева. В первую очередь интересны участки древесины со всякими пороками, наростами.

Для искусственного изменения древесного рисунка можно использовать различные технические приспособления, например ножи с волнистым лезвием. С их помощью можно способом лущения получить выразительную декоративную текстуру.

Таким образом, текстура древесины — это рисунок, образующийся на ее поверхности в зависимости от направления разреза и породы дерева. Разнообразный и богатый рисунок получается из древесины, имеющей сложное и интересное строение. Красивую текстуру на тангентальном разрезе дают каштан, орех, ясень, вяз, дуб, карагач, клен и лиственница, на радиальном разрезе — бук, клен, карагач, платан, дуб и др.

Таким образом, в природе разнообразие текстуры древесины очень велико; мозаисту нужно лишь уметь правильно подобрать и использовать его при наборе изделия. Древесину с крупной выразительной текстурой (карагач, ясень, красное Дерево, палисандр и др.) применяют для набора крупных деталей больших композиций (панно), остальную — для мелких деталей или для набора небольших изделий.

В. Д. Буланин