1. Наборы, готовые к наклеиванию на основу, долго хранить не рекомендуется: будут выпадать мелкие вставки, набор будет усыхать, коробиться, при неосторожном обращении его можно легко повредить.
2. При склеивании больших поверхностей клеем марки ПВА необходимо слегка увлажнить основу изделия влажным тампоном, а затем наносить клей. Сам клей водой при этом не разбавляют. Перед употреблением клей ПВА перемешивают. Если в зимнее время клей замерзает, то выбрасывать его не нужно. Его отогревают до комнатной температуры (но не подогревают) и используют по назначению.
Если при склеивании образовались пустоты, то дефект устраняют так: прокалывают скальпелем место вздутия и в прокол впрыскивают шприцем теплый раствор слегка разбавленного ПВА. Затем через стиранную холстину горячим утюгом проглаживают место дефекта.
3. Отличным ситом для просеивания пемзы служит капроновый чулок, натянутый на окружность банки и закрепленный тугой резиновой лентой.
4. Выпотевшее масло нужно убрать следующим образом: припудрить поверхность смесью мелкоизмельченного оксида кальция и оксида магния. Гигроскопичная известь быстро всасывает масло, а порошок удаляют с поверхности чистым тампоном. Затем берут 70%-ный этиловый спирт и смешивают пополам с политурой. Тампоном, смоченным этой смесью, быстрыми движениями покрывают весь набор, и поверхность приобретает зеркальный блеск. При полировании шеллачной политурой иногда пользуются подсолнечным маслом. Чтобы удались следы масла после испарения, применяют следующий состав: 90%-ный этиловый спирт — 85 г, бутиловый спирт — 50 г, скипидар живичный — 50 г, бензин «Галоша» — 50 г.
5. При разравнивании нитропокрытий не всегда есть под рукой паста № 290. Самодельную пасту можно сделать и самим. Для этого берут 200 г тонкомолотого портландцемента марки 700 и 100 г уайт-спирита. Массу перемешивают до того момента, пока она не приобретет однородную консистенцию. Пасту наносят тонким слоем на нитропокрытие и шлифуют электрошлифовальной машиной «Электра».
6. В мозаичных наборах необходимо умело пользоваться свойством прозрачных покрытий, которые усиливают декоративность текстуры древесины. Если, например, в мозаичном наборе показан сюжет с вечерним пейзажем, то тепло нитроцеллюлозного лака придает приглушенный желтоватый лунный отсвет, а если на картине изображен зимний морозный полдень, то лучше применить бесцветный полиэфирный лак, а восковое покрытие подойдет под сюжет дождливой поздней осени, когда наряд природы приглушен, листва становится тусклой от частых дождей, а небо все время имеет сероватые тона.
Итак, в добрый путь, друзья!
А. М. Коноваленко «Мозаика из дерева»