Церковь Сент-Женевьев с великолепным коринфским шестиколонным портиком, с планом в форме латинского креста, увенчанная на средокрестии куполом на высоком тамбуре, охваченном гордой колоннадой, венчает высокий холм и потому вот уже около 200 лет господствует над всем городом, являя собой важнейший градоформирующий акцент Парижа.
Почти тотчас после окончания строительства храма он был превращен в грандиозную усыпальницу великих людей Франции. Сначала здесь был захоронен один из вождей Французской революции Мирабо, следом Марат, Вольтер. Это значение здание сохраняет и ныне. После того как храм превратили в Пантеон, его внешний вид несколько исказили (заложили окна). Высокие глухие стены сейчас вызывают ощущение отчужденности. Новый смысл здания олицетворяет барельеф на фронтоне работы Давида д’Анжера. В нем изображена аллегория — Благодарная Родина, награждающая великих людей науки от имени Свободы.
Характерно, что, проектируя храм, Суффло не думал о создании достойного окружения. Первым зодчим, определившим градостроительную направленность зодчества, был А.-Ж. Габриэль, творец площади Согласия.
Габриэль — один из тех, кто понял неисчерпаемые художественные возможности неувядаемого античного зодчества; он попытался претворить простоту и ясность античных образов, создав в Версале дворец Малый Трианон. Для Парижа Габриэль в конце 1760-х годов разработал проект здания Военной школы, который и был осуществлен в начале 1770-х гг. Габриэль подчеркнул центр спокойного фасада, обращенного к Марсову полю, торжественным коринфским портиком и куполом со срезанной вершиной.
Характерной особенностью предреволюционного строительства в Париже является почти полное отсутствие культовых зданий. Центр внимания архитекторов был сосредоточен на гражданских сооружениях общественного назначения. К их числу надо отнести и здание театра «Одеон» на левобережной площади того же названия, архитекторы Ш. де Вальи и М.-Ж. Пейр в 1780-х годах создали сооружение с классическим строгим портиком. Ныне существующий театр «Одеон» — здание, восстановленное после пожара (1799) архитекторам Фр. Шальгреном, постаравшимся, по возможности, воссоздать первоначальный вид.
Строительство на парижской площади-набережной в XVIII – XIX веках →