Теплая текстильная основа материала предполагает глухие пастельные тона. Не надо окрашивать нити в яркие холодные тона — это несвойственно природе узелкового плетения. Об этом подробно поговорим дальше.
Приспособления для плетения
Плести можно на дощечке, на мягкой подушке, на весу: от струбцины и кольца. Все зависит от того, что мы плетем и из каких нитей.
Дощечка для плетения (рис. 1). Размер ее может быть 40 х 40 см. Она должна быть отштукатурена. Наверху нужно набить гвоздики для закрепления нити основы. Если позволяет материал, можно разметить поле по клеточкам, тогда легче будет ориентироваться в плетении узора. Дощечку при плетении ставят на колени и облокачивают на край стола.
Рис. 1
Полумягкая подушка (рис. 2). На кусок фанеры размером 40 х 25 см приклеиваем поролон и обшиваем гладкокрашенной тканью. Такую подушку можно сделать и с наклоном размером 40 х 20 х 15 см (рис. 3).
Рис. 2
Рис. 3
Струбцины. Нить основы для начала плетения можно натянуть между двумя струбцинами (рис. 4).
Рис. 4
Плести на весу трудно, поэтому пользоваться струбцинами советуем только после приобретения некоторых навыков узелкового плетения.
Валик. Для плетения мерного кружева очень удобен мягкий валик, закрепленный на стержень в специальной коробке (рис. 5). Такой валик используют кружевницы для плетения на коклюшках.
Рис. 5
Доска. Обычную доску укладываем на спинку двух стульев. Набиваем гвозди на доску и закладываем за них планку с закрепленными нитями. По мере плетения, если работа большая, эту планку закрепляем на стене или в проеме двери.
Если мы плетем шторы, желательно планку закрепить над дверью, тогда лучше виден и размер и узор — это поможет вовремя внести необходимые коррективы в процессе работы.
Подвесные объемные изделия плетем от крючка. Используем здесь обычный металлический крючок, который продается в хозяйственных магазинах и стоит недорого. Такие крючки очень нужны и для подвески кашпо на окна, и для выставочных экспозиций. Можно использовать треножник для фотоаппарата.
Челночок. Если мы плетем из очень тонких нитей достаточно большую вещь, то нити у нас будут длиной от 10 до 15 м. Нити такой длины могут легко запутаться. Чтобы этого не было, наматываем их на челночки (рис. 6). Такие челночки используются и в плетении «фриволите».
Рис. 6
Подсобные материалы и инструменты
Мы приготовили веревку и дощечку, но для работы нам еще понадобятся:
— швейные булавки с головками для закрепления основы и узелков на полумягкой подушке;
— ножницы для нарезки и подрезки нитей;
— сантиметровая лента;
— клей (используем клей для склеивания тканей);
— крючок и иголка с большим ушком.
Все это надо иметь и содержать в полном порядке. Нередко отсутствие какой-либо мелочи может помешать и сбить темп работы.
Конструктивные элементы для плетения
Мягкая текстильная основа материала предполагает наличие конструктивных элементов.
Для работы над панно пригодятся различные планки, палки, иногда и коряги, а также кольца всевозможных размеров. При плетении абажура трудно обойтись без металлического каркаса или колец.
Мы можем дать вторую жизнь старой настольной лампе, металлическому креслу, дачному стулу. Главное, чтобы каркас не был сломан.
Пряжка от старого ремешка или босоножек может тоже пригодиться. А банки и бутылки! Особенно, если они необычной формы — это же клад для нас. Мы превратим их в нарядные сосуды, украсив сказочными плетеными узорами.
Ручки и замки старых сумок очень выручат при создании современных плетеных моделей.
Декоративные элементы
В работе нам нужны не только конструктивные элементы, которые поддерживают и сохраняют форму плетеного полотна, но и декоративные элементы.
Декор в макраме нужно использовать очень осторожно. Давайте сразу договоримся: забыть о хрустале, жемчуге и люрексе. Холодный блеск никак не сочетается с теплой структурой текстильной основы материала.
Прекрасным дополнением к макраме могут быть деревянные и керамические детали: шары, кубики, бусы. Макраме хорошо сочетается с ткачеством, если при этом используются ковровые нити глухих, теплых тонов. Декоративные элементы в макраме нужно использовать только в крайнем случае, когда это необходимо для более ясного выражения замысла автора, то есть только тогда, когда без них невозможно обойтись.