В течение одного столетия искусство России проделало примерно такой путь, какой другие страны Европы прошли за несколько веков. Еще при жизни Петра I под влиянием западноевропейской культуры появляется русское барокко и с первой половины XVIII в. утверждается как новый стиль.
Большие изменения в творчество мастеров народных художественных ремесел и промыслов вносит характерное для XVIII и XIX вв. резкое разграничение культуры народных масс и культуры господствующих классов.
К основной группе промыслов, создающих предметы народного быта, относится обработка наиболее дешевых и широко доступных материалов — дерева, бересты, глины, железа, льна и шерсти. В них прочно удерживается то, что оставалось в искусстве промыслов наиболее народным и было близко и дорого как мастерам, так и потребителям. Изготовлением бытовых предметов из дерева занимались крестьяне преимущественно Архангельской, Владимирской, Вологодской, Вятской, Нижегородской и Тверской губерний.
Если развитие художественной обработки дерева в первой четверти XVIII в. было связано в основном со строительством Петербурга и его пригородов, то с изменением архитектурных стилей в XVIII и первой половине XIX в. изменялись и основные тенденции развития прикладного искусства.
В народном декоративном искусстве проявляется свойственная ему способность усваивать новое. Мастера знакомятся с неизвестными им ранее художественными и техническими приемами, материалами и инструментами. Ряды мастеров пополняют ремесленные школы и специальные художественные промышленные учебные заведения, в которых готовят художников по обработке дерева.
Владимир Буланин