Над печью, в которой варилось стекло, были установлены машины, непрерывно тянущие широкую стеклянную ленту. Для того чтобы вязкое стекло приобрело форму ленты, в печи под машинами поставили огнеупорные «лодочки» с узкой щелью. Жидкое стекло поднимается через эту щель и подхватывается вальцами, которые увлекают стеклянную ленту вверх. По мере вытягивания стекло застывает, и от ленты отрезают готовые листы нужных размеров.
Специальные приборы автоматически регулируют температуру печей, следят за процессом образования вязкой стеклянной массы.
Этот способ был изобретен бельгийским инженером, и машины, вытягивающие стеклянную ленту, назывались по имени изобретателя — «машины Фурко».
Механизация производства позволила резко повысить выработку стекла. Сейчас уже подсчитано, что за первые двадцать лет своего существования завод имени Дзержинского выработал около 80 миллионов квадратных метров оконного и технического стекла. Прежние заводы Гусевского района и за сто лет не могли выдать такого количества.
В конце сороковых годов на заводе имени Дзержинского была смонтирована и пущена в ход система для горизонтального проката стеклянной массы. Это был новый, более простой и дешевый способ выработки листового стекла.
При этом способе стекло из канала варочной печи уже не вытягивается вверх, как на машинах Фурко, а по наклонной плоскости, подобно огненному потоку, выливается на «дорожку», подхватывается прокатными вальцами. Проходя через систему прокатных вальцов, стеклянная лента приобретает нужную толщину. Однако поверхность ленты получается рябоватой. Такое стекло обязательно требует шлифовки. Поэтому одновременно с освоением нового способа выработки листового стекла на заводе был установлен конвейер автоматической шлифовки листового стекла. Для этого пришлось построить новый цех длиною в четверть километра.
Изумление, восторг охватывают человека, когда впервые попадает он в этот цех и видит, как «механические руки» бережно подхватывают и поворачивают огромные стекла, шлифуя их до зеркального блеска. Рабочих в цехе почти не видно. Один машинист управляет большим конвейером.