Гута, где варят стекло. Часть 1

Вам известно, как работает гута? Может быть, вы не знаете, что такое гута? Над заводским поселком с утра до позднего вечера не умолкал пронзительный звон, словно пьяный гуляка в железных сапогах ходил по стеклянной посуде, давил и бил ее вдребезги. Но люди, прислушиваясь к этому звону, говорили:

— Слава богу, наша гута работает…

Гутой называется здание, где расположены печи, в которых плавят, или, точнее сказать, варят, стекло.

Для того чтобы сварить обыкновенное стекло, берется в определенных дозах белый промытый песок, поташ, сода. Все это смешивается, перетирается в порошок, а затем в специальных горшковых или ванных печах при температуре 1400 градусов порошок превращается в вязкую, тягучую массу.

Для получения хрусталя к обыкновенной смеси добавляют еще свинцовую окись, которая придает стеклу особую прозрачность и, как говорят и Гусе, «музыку». Чистый хрусталь необыкновенно певуч. Стоит подуть па стеклянную вазу, и она уже откликнется — запоет, зазвенит мелодичным серебряным голосом.

Варить стекло — нелегкое дело. Мало того, что составление смеси требует исключительной точности, важно, чтобы в печи стекло было чистым и вязким, чтобы, не дай бог, не попал в него воздух, не пошло бы оно «мошкой», то есть мелкими пузырьками, чтобы не перестоялось, а дошло до такой степени готовности, которая была бы «как раз в акурат».

Вот уже кажется, что и по цвету и по вязкости оно совершенно готово и что пора начинать работать из него разные вещи, но старый, опытный стекловар, нахмурившись, говорит:

— Еще чуть-чуть.

Тайна этого «чуть-чуть» была доступна только кудеснику-мастеру.

Еще сложнее было получение разноцветного хрусталя. Тут, кроме свинцовой окиси, требовались другие примеси и опять-таки то же почти таинственное «чуть-чуть», только еще более тонкое, осторожное. Примесь золота, например, дает рубиновую окраску. Такое стекло называется «золотым рубином». Кобальт окрашивает стекло в густой синий цвет, уран — в нежно-зеленый, а от прибавления древесного угля оно становится золотисто-янтарным.

Мастера-стекловары, — а их было три-четыре на весь завод, — ревниво скрывали друг от друга секреты своего ремесла, пробные плавки делали дома, в маленьких огнеупорных горшочках, чародействовали над ними, и в поселке были уверены, что стекловары —настоящие колдуны, что им ведомо какое-то «петушиное слово».

Однако расплавленное стекло — это еще только материал для изделий. Нужно большое искусство, чтобы превратить его в готовые вещи. И в первую очередь — искусство мастеров-стеклодувов.