Гута, где варят стекло. Часть 2

Процесс выдувания стеклянных изделий в общих чертах похож на выдувание мыльного пузыря. Подобно тому, как ребенок, набрав на кончик соломинки мыльную пену, выдувает из нее для забавы прозрачный сияющий шар, — мастер-стеклодув, набрав на кончик длинной железной трубки шарик расплавленного стекла, выдувает из него пузырь, именуемый в производстве «баночкой», и придает ему нужную форму. Так делалось все: графины, стаканы, вазы, блюдца, рюмки и множество прочих изделий.

Но как же далек этот труд от детской забавы. Как мучительно опаляет лицо мастера своим жаром стеклянная печь. Как трудно нянчить на кончике трубки тяжелую, иногда пудовую «каплю»!

Я помню, как многих сверстников моих, еще мальчиками пошедших работать в гуту, выносили оттуда замертво и обливали водой, чтобы «очухались». При этом старые мастера говорили:

— Не привык еще, со временем втянется.

Ныне хрустальные заводы выглядят по-другому. Тяжелый труд стеклодувов все более заменяется механическим. Стаканы, блюдца, сахарницы, солонки делаются уже при помощи специальных машин.

Но дорогую хрустальную посуду производят еще прежним, старинным способом, и у каждого стеклодува есть свои навыки и приемы. Одни любят работать лишь «крупнину», то есть большие тяжелые вещи; другие специализируются на мелочах. Не каждый выдувальщик способен, например, делать посуду «нацветом» из двухслойного стекла. Для этого нужна особая ловкость. Сначала берется на трубку обыкновенный хрусталь. Из него выдувают прозрачную «баночку». Одновременно помощник мастера делает баллон из цветного стекла. Это оболочка будущей вещи. У цветного баллона срезается верх и в получившийся футлярчик опускается прозрачная «баночка». Два слоя стекла мгновенно сплавляются вместе. Уже после этого заготовке придается нужная форма.

Но это лишь грубая схема производственного процесса. На самом деле все гораздо сложнее. Ведь если мастер в чем-нибудь запоздает, пусть даже на самую малую долю секунды, то один слой стекла уже остынет и сплава не получится.

Однако у опытного мастера получается все как следует быть. И когда при дальнейшей обработке изделия алмазчики начнут наводить узоры и в нужных местах верхний слой будет срезан, там засверкает чистый хрусталь, прозрачный, как горный воздух.