С XVII в. техника маркетри начала вытеснять более трудоемкую технику интарсии. Высшего расцвета мозаичные работы в мебельной промышленности достигли во Франции. Мастер художественного набора Жан Массе из Блуа, а затем А. Шарль Буль при королевском дворце изготовляли парадную мебель в своих мастерских, разрабатывая оригинальные композиции сюжетов и умело сочетая в них орнаментальную резьбу с художественным набором в технике маркетри.
Все работы мастерских Буля отличаются высоким качеством и виртуозным исполнением. Буль применил смешанный способ украшения мебели. На мозаично набранную из ценных пород дерева поверхность предмета он накладывал детали из золоченой бронзы, меди, серебра, перламутра, цинка, олова, кости. Особенно характерным для этого мастера было использование пластинок из черепахового панциря. Наряду с изготовлением своей знаменитой мебели он в большом количестве выпускал комоды, покрытые шпоном из палисандрового дерева. Появление китайских и японских лаков значительно улучшило внешний вид мозаичных изделий.
Предельное совершенство в овладении техникой маркетри, глубокое знание материала, его свойств и декоративных возможностей, целесообразное использование выразительных средств, а также умение выразить характер эпохи, создать произведение, созвучное своему времени и продиктованное им — все эти качества мастеров мозаичного искусства прошлого сообщают их произведениям непреходящую ценность.
В XVII в. в Италии утверждается стиль барокко. В это время техника маркетри получает дальнейшее развитие. Корпус предмета все чаще облицовывают привозным черным деревом, мозаику обогащают слоновой костью, черепахой и металлом. Наиболее характерным предметом парадной обстановки дворцов и замков стал так называемый кабинет — шкафчик, роскошно отделанный способом маркетри. Такие кабинеты начали изготовлять во многих европейских странах, а выполненные сюжеты часто отражали национальные особенности той или другой страны. Французский мебельщик Шарль Крессон, умело используя сочетания розового, фиолетового и других древесных пород, начал выпускать прекрасные образцы комодов.
В начале XVIII в. в Европу с Ямайки, из Бразилии, Кубы, Гондураса начали завозить красное дерево. Многообразие древесных пород позволяло мастерам творчески подходить к наборам, заменять в них одну породу другой. Если, например, не хватало черного дерева, которое в основном употребляли для фона, применяли мореную грушу или орех.
Прикладное искусство Германии также восприняло стилевые особенности барокко. Парадную мебель, в частности шкафы и кабинеты, здесь в основном делали из привозной древесины. Кроме того, изготовляли кабинеты из черного дерева, декорированного флорентийской мозаикой.
Владимир Буланин